Аналитика - Статьи

Проблемы эстетики пищевой упаковки


С.М.Томасов, директор ООО "Основание-2"



Для компаний, занимающихся конструированием упаковки, проблема, связанная с разработкой эстетических характеристик продукта, актуальна, прежде всего, с точки зрения эффективной работы компании в целом. Современные системы управления предполагают оценку эффективности работы подразделений, включенных в цепочку создания ценности по их предсказуемости. Другими словами результат работы подразделения должен быть предсказуем по отношению к следующему, стоящему в цепочке подразделению. Если результат работы подразделения не предсказуем, то во всех подразделениях стоящих за ним начинают происходить сбои, и эффективность их работы падает.

Процесс конструирования упаковки, в данном случае коррексов, находится в самом начале цепочки, создающей ценности. Он включает в себя и конструирование эстетических характеристик будущей упаковки. В то же время, данные характеристики упаковки являются наименее предсказуемыми с точки зрения удовлетворения клиентов. Поэтому способность их прогнозирования фирмой, конструирующей упаковку, во многом определяет эффективность ее работы в целом.

Другой проблемой, связанной с эстетикой упаковки, является проблема качества. Данная проблема возникает в связи с отсутствием четких критериев, относительно которых можно было бы конструировать и оценивать эстетические характеристики упаковки еще на стадии проектирования.

Актуальность этой проблемы вызвана тем, что функциональная пригодность упаковки для потребителя является недостаточным условием для ее приобретения. Функциональная пригодность упаковки должна опираться на эмоции. Эмоции и чувства могут дополнять или отрицать функциональную пригодность упаковки. В свою очередь эмоции и чувства во многом определяются эстетическими характеристиками продукта.

Эмоции играют важнейшую стимулирующую (или антистимулирующую) роль при принятии покупателем решения о приобретения товара в той или иной упаковке. Поэтому существует проблема возможности моделирования эмоций через эстетические характеристики упаковки. Наибольшая трудность заключается в том, что мы не умеем инженерно подражать тому, что не следует из результатов исследования конструкции. А эмоции - это особенная часть жизни человека, и о них мало что известно с точки зрения управления ими, кроме того, что все мы умеем притворяться.

Конечно, при решении задачи о критериях эстетических характеристик упаковки потребуется обдуманное чувство меры, обусловленное большим количеством различных факторов и неопределенностью способов решения. Тем не менее реальность такова, что о негативной оценке эстетических характеристик продукта при отсутствии системы (теории), о том, что данная упаковка не пригодна для использования ее на рынке, мы зачастую узнаем post factum. Поэтому необходимо искать систематизированный подход к решению данной проблемы для проектировщиков упаковки.


Психология эстетического восприятия.

Проблемы эстетики принадлежат к пограничным проблемам, связывающим между собой психологию и искусство. Результатом деятельности компаний, занимающихся конструированием упаковки, является продукт, который обладает материальным и идеальными характеристиками. К материальным характеристикам можно отнести предметные, функциональные, эргономические характеристики, а вот эстетические характеристики упаковки, безусловно, носят идеальный характер.

Эстетические характеристики обнаруживаются только в процессе их воздействия на человека. Конструктор упаковки адресует свой продукт клиенту, и тот оценивает его на определенном уровне эстетического восприятия.

Эстетические характеристики всегда обладают свойством коммуникации. Если упаковка разработана таким образом, что ее эстетические характеристики ни к кому не обращены, ничего не несут, ни на кого не воздействуют, никем не могут быть восприняты и пережиты, то такие эстетические характеристики к искусству не относятся. Эстетика упаковки воспринимается клиентом в виде особой формы и особым способом. Особенность ее восприятия определяется клиентом субъективно в соответствии с личностным смыслом и личностным познанием. Эстетические характеристики упаковки, таким образом, приобретают в лице клиента особую формулу. Во-первых, клиент определяет свое субъективное отношение к упаковке через формулу «значение упаковки для меня». Во- вторых, клиент вырабатывает обращение к лицам, задействованным в процессе проектирования и использования этой упаковки. В этом случае формула несколько видоизменяется, приобретая открытое выражение «что для меня значит упаковка». Поэтому эстетические характеристики упаковки есть средство, с помощью которого решается задача личностного восприятия ее клиентом, выражения и коммуникации его личностного смысла и видения реальности. Таким образом, с точки зрения удовлетворения клиента эстетическими характеристиками упаковки, работа сводится к тому, чтобы «угадать» его эстетическое восприятие.


Эстетические критерии.

В настоящее время сложились два метода оценки эстетических характеристик различных вещей, в том числе и произведений искусств, и техногенных продуктов. Один из них предполагает искусствоведческий подход. Он связан с оценкой эстетических характеристик с точки зрения художественного творчества. Для данной оценки важно связать восприятие вещи с ценностями культуры, историческими ценностями, эстетическими ценностями или с ценностью уникального сюжета.

Однако этот подход по разным причинам малопригоден для вещей, имеющих сильно выраженный техногенный характер, таких как, например, упаковка. Во-первых, он не дает каких либо критериев, которые можно было бы выразить цифрами, и, тем самым, связать их с такими направлениями деятельности предприятия как повышение качества, технологичность или эффективное использования сырья. В качестве критериев оценки эстетических характеристик используются прилагательные, например, красивый, узорчатый, сильный, ярковыраженный, блестящий и т.п. Кроме того, если следовать этим критериям, то мы неизбежно столкнемся с проблемой организации такого бизнес - процесса, в основе которого заложено художественное творчество.

При этом на входе процесса должны быть созданы условия, которое бы гарантировали и прогнозируемый выход. Однако это не возможно, поскольку во времени, акты художественного творчества, ведущие к реальным результатам, основанным на всеобщем признании эстетической ценности в той или иной вещи, происходят крайне редко, а массовый выпуск таких изделий неизбежно превратит художественную ценность в утилитарную, что ведет к короткому жизненному циклу продукта. Другими словами с точки зрения экономических критериев это невыгодно и весьма расточительно.

Другой причиной, по которой использование искусствоведческих критериев оценки эстетических свойств упаковки вызывает сомнения, заключается в том, что, не смотря на свою простоту и внешнюю привлекательность, они не прозрачны для клиента. Для оценки упаковки с точки зрения эстетики необходимо быть экспертом в области искусства. Это предполагает, что необходимы весьма обширные знания в области, где руководитель отдела закупок вряд ли компетентен. Учитывая то, что эстетические знания представляют собой пестрое построение из различных философских школ, математики и искусства разобраться в этой проблеме и принять правильное решение весьма непросто.

В результате эстетические критерии упаковки, в конечном счете, являются частным мнением поставщика или художника (конструктора) - дизайнера. Для того, чтобы продать такую упаковку поставщику необходимо навязать свое мнение клиенту (убедить его) о том, что эстетические свойства упаковки будут должным образом восприняты конечным покупателем. В то же время, не смотря на различные апробирования эстетических характеристик с помощью фокус – групп, гарантированного результата все-таки не получается. Из тысяч предполагаемых брендов, которые ежегодно разрабатываются на рынке, остаются единицы. КПД такой же, как и от рекламы, т.е. чрезвычайно низкий.

Отсюда вывод: искусствоведческие критерии эстетических характеристик упаковки не обладают надежностью, в связи с чем требуются более надежные методы.

В то же время качественные критерии оценки упаковки оказываются весьма эффективными на этапе создания у клиента или конечного покупателя необходимой установки на ее положительное восприятие, но эта установка еще не является фиксированной. Чтобы ее зафиксировать требуется достаточно продолжительное время активных продаж, которые и дадут окончательный ответ на положительное восприятие той или иной упаковки.

Другой подход к оценке эстетических характеристик продукта основан на использовании математики, а именно использовании гармонических рядов чисел. В основе этой теории лежит античная философия пифагорейцев и их представления о гармонии, а также гештальт – теория. Данные теории рассматривают эстетические характеристики различных явлений и предметов с точки зрения чисел.

Считается, что геометрические фигуры, построенные с применением этих чисел, обладают особым психологическим воздействием на человека, поскольку эти же числа и их производные лежат в основе всего живого. В настоящее время эти представления получили развитие в «сакральной» геометрии.

Все вышеперечисленные представления интерпретируют ряд научных фактов, в основе которых лежит «особое» влияние на человека числа золотого сечения 1,618034, гармонической пропорции и ряда, построенного на её основе, а также производных этого ряда. В то же время данные интерпретации не могут претендовать на роль теории, поскольку самым слабым их местом является то, что они совершенно не пригодны для какого-либо прогноза, например, для прогноза эстетических характеристик художественного произведения.

Эстетические переживания человека при зрительном восприятии предметов, в основе которых лежат «сакральные» числа и пропорции имеет весьма банальное объяснение. Дело в том, что мир, наблюдаемый людьми, слагается из вещей «средней величины», пропорциональных величине отдельного человеческого тела. Человек не в состоянии воспринимать очень маленькие предметы, например, атомы или очень большие, например, галактику. За рамками «средних величин» мы видим абстрактный мир, основанный на математических представлениях и физических моделях, т.е. мир очень приблизительный. Поэтому не стоит удивляться тому, что сенсорика и рефлексы человека восприимчивы к образам, пропорции которых также соответствуют средним величинам, и не обязательно соответствуют пропорции, обусловленной золотым сечением, поскольку у каждого человека своя сенсорика и свои рефлексы.

Работы по психологии, связанные с изучением установки как первичного рефлекторного акта, отвечающего за поведение человека на основе восприятия геометрических фигур, различных по форме и размерам, не выявили каких-то особых психологических воздействий образа этих фигур на человека в случае отсутствия первичной установки. Напротив, было показано, что человек испытывает серьезные затруднения в процессе сравнения размеров подобных фигур. В тоже время если такая установка имела место, то человек находится в состоянии иллюзорного восприятии этих фигур, в связи с чем, возникают определенные особенности в их восприятии, однако это уже психологическая проблема. Таким образом, и математический подход также оказывается, малопригодным с точки зрения проектирования эстетических характеристик какого либо предмета, в нашем случае упаковки.


Установка.

Конструирование эстетических характеристик упаковки, основанное на идее управления эмоциями клиента, весьма заманчиво. Однако попытки решить эту задачу с позиции эстетических и логических подходов оказались неудачными. Для дальнейшего анализа необходимо понять, что лежит в основе поведения клиента, осуществляющего выбор той или иной упаковки.

В основе зрительного восприятия, обеспечивающего эмоциональное воздействие на человека любого объекта, в том числе и упаковки, лежит установка. Установка как особое цельное явление состоит из двух составляющих. Одно из них - это отражение окружающей среды, которая в качестве связи может содержать информацию, другое - представляет собой потребность.

Установка не связана с сознанием человека. Потребность в данном случае находится на рефлекторном уровне. Установка позволяет для организма решить проблему узнаваемости окружающей среды и «оценить» ее с точки зрения потребности. Если оценка положительная, то наступает действие, т.е. происходит акт поведения, если отрицательная - отражение среды происходит без внимания, по отношению к этой среде, никакого поведения не происходит. Вне предметов или окружающей среды поведения человека не существует. Переживания или эмоции, находятся на более высоком психологическом уровне, но в их основе лежит установка.

Установка бывает различной. Для нас интерес представляет фиксированная и динамическая установки. Дело в том, что если из предыдущего опыта у человека возникает фиксированная установка, его поведение будет соответствовать этой установке. Возьмем тот же пример с восприятием эстетических характеристик упаковки. Если у человека существует фиксированная установка в отношении какого-либо эстетического оформления предмета, например, упаковки, то он будет отдавать ей предпочтение на рефлекторном уровне, сам этого не осознавая. Это цель, к которой должна стремиться любая фирма, разрабатывающая свой продукт, для конкурентной среды. Однако фиксированная установка не возникает сама по себе, ее нужно создавать и поддерживать.

Кроме того, фиксированная установка не является постоянной, она может быть заменена на другую, фиксированную установку, другими словами она имеет динамический характер. Но для этого человек должен в среднем провести 15 экспериментов, чтобы убедится в том, что продукты равны или какой – то из них лучше удовлетворяет его потребностям. Если это произойдет, то одна фиксированная установка заменяется другой, и соответственно меняются предпочтения человека.

Отсюда следует вывод о том, что эстетические характеристики продукта, которые вызывают в человеке положительные эмоции - это искусственно созданные установки, в том числе, и под воздействием культуры и среды, в которой находится человек. Неподготовленный с точки зрения эстетики человек не обратит на данные характеристики предмета никакого внимания. Таким образом, для создания фиксированной установки у клиента задачу необходимо решать с позиции создания и удовлетворения потребности. Для этого, как минимум, необходим продукт с характеристиками, в которые была бы заложена информация, соответствующая потребностям клиента.


Об информации.

Что такое информация до конца неизвестно, но известно, что с ней делать. Информацию можно перерабатывать, пересылать и размещать в головах людей. Информация никогда не существует в чистом виде без носителей. Особенность информации активной в отношении клиентов заключается в том в том, что она, в конечном итоге, должна быть расположена на биологически активных носителях. Главным занятием человечества со времени его возникновения была переработка в головах информации, которая попадала туда из внешнего мира, и попытки начать с ней что-то делать, используя уже умственно переработанную информацию.

Наша эволюция возникла благодаря информации. Особенность информации, с которой взаимодействует человек, состоит в том, что в самой этой информации находится такая информация, без которой ничего не будет. Человеку, необходимо каким-то образом ориентироваться в информации. Действительно, информация может быть и противоречивой, содержать ложные сведения, она может быть приятной и неприятной. Такой информацией над информацией у человека выступают чувства.

С помощью чувств, происходит отбор информации, и ее испытание относительно потребности в той или иной информации. Это говорит о том, что не все виды информации бывают равными, и о том, что передача и отбор информации у живых существ могут сопровождаться испытаниями, различно акцентированными эмоционально.

Накопление информации в такой деятельности как производство (или бизнес) давно перешагнуло рубеж индивидуальной «пропускной способности» человека (менеджера). Мы уже имеем ситуацию потопа. По нажатию кнопки на нас обрушивается лавина информации, но мы уже не способны ее переварить. Распознание качества информации, полное неприятие к сведению информации несущественной, рекламной, второразрядной, просто лишней для человека, является обязательным условием «удержания на плаву» в нарастающем информационном потопе.

Собственно с этим явлением производители упаковки встречаются ежедневно. Уже сейчас становится проблемой донесение информации для клиента, особенно той, которая касается рекламы или различного рода коммерческих предложений. Как правило, такая информация разрушается вместе с ее носителем, т.е. направляется в урну для бумаг. Кроме того, в конкурентной борьбе информация может быть просто фальсификацией, цель такой информации способствовать принципу селекции фирм на рынке.

Что касается упаковки, то она с точки зрения информации представляет собой носитель, выполненный из картона или пластика, на котором информация содержится в виде рисунков, печатных сообщений или в виде определенной формы самой упаковки. Как человек считывает информацию с упаковки, даже если на ней нет ничего кроме абстрактного рисунка и ее собственной формы? Как процесс считывания влияет на его выбор? Каков механизм этого считывания? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо понять проблему языков и кодов.


Язык и код.

В настоящее время одним из самых распространенных способов передачи информации между людьми остается языковое общение. Под языковой информацией следует понимать не только человеческую речь. Существуют и специальные кодовые языки, например, языки программирования. Языком может быть и язык, который воспринимается только зрительно, например, флажковая система передачи информации или язык жестов, которыми пользуются глухонемые. Языком может быть и музыка и изобразительное искусство, поскольку оно несет в себе закодированную информацию. С помощью языка человек способен выразить многие сложные явления, в том числе и эмоции.

Любой язык является кодом. Код – это самый низкий уровень сигнализации. Кроме того, язык может быть мягким и твердым. Твердый язык – это язык принципиально бесконтекстный (логический). Твердый язык чаще всего применяется для управления машинами. Например, существует набор данных, которые преобразуются в команды, или наоборот команды преобразуют набор данных. Большая проблема для твердых языков заключается в том, что в такой системе всегда присутствует несовершенство. Можно обнаружить истинные утверждения, правдивость которых нельзя доказать внутри этой системы ее же правилами. Кроме того, если попытаться описать с помощью твердых языков окружающую нас действительность, то окажется, что это сделать невозможно. Это связано с тем, что твердые языки требуют однозначного определения какого – либо явления.

На другом конце условной шкалы находятся мягкие языки, которые отличаются сильным семантическим полиморфизмом. Семантика- это наука о значении, семиотика же – наука о знаках. И эти науки говорят о том, что любой знак можно толковать по-разному. Это позволяет избежать проблем, которые связаны с твердыми языками. Мягкие языки полны противоречий.

То, что поддерживает язык в процессе обработки человеком информации, находится вне сознания человека, т.е так же как и установка имеет рефлекторный характер. Каждый человек имеет свою психику, поэтому любой язык, а следовательно и информация воспринимается субъективно. Одновременно с этим, разговорная речь интерсубъективна, поскольку, не смотря на субъективное изложение и восприятие информации, люди все-таки понимаю друг друга.

Нормальный, этнический язык находится между твердыми и мягкими языками. Он является достаточно «кодово» твердым, чтобы понимание было возможным и одновременно достаточно мягким, чтобы можно было понимать его тексты с различными отклонениями.

Для понимания различного толкования существуют метафоры. Математизация точных наук –это следствие постоянных усилий по сокращению языковой метафоричности. Когда метафоричности слишком много, язык отклоняется в поэзию и становиться непригодным для повседневной и деловой коммуникации.

Для тех, кто решает проблемы, связанные с эстетическими характеристиками упаковки, проиллюстрируем проблему считывания информации с объекта, показав это на примерах из изобразительного искусства. Например, считать информацию с картин абстракционистов, можно только с помощью мягкого языка, поскольку прочитать такие картины можно по-разному, и каждый зритель может понять их по-своему (не подозревая при этом, что в его эстетическом познании возникают попытки увидеть в них определенное сообщение). Даже среди знатоков нет согласия в толковании значения картины. Зато картины натуралистов по сути своей не являются знаковыми «мягкими» системами. Они, скорее всего целостные символы.

Следует отметить, что слишком твердый язык, освобожденный от метафоричной гибкости, является отклонением от лингвистической нормы. Излишняя мягкость может привести к шизофрении, ибо она вторгается в мир таких метафор, которые уже никто не понимает кроме самого шизофреника. Можно найти достаточно примеров в оформлении упаковки с совершенно невообразимым названием и абстрактным изображением, наиболее продвинутые производители называют это брендом.

Вообще – то, универсальность языка нужна человеку для умственной деятельности. Однако, язык упаковки это продукт, рожденный в определенной экономической, техногенной и коммерческой среде, которая накладывает свой отпечаток на ее информативность и эстетичность.


Упаковка и среда.

Упаковка, а тем более упаковка пищевая в настоящее время является продуктом одноразовым. Ее жизнь в качестве носителя информации очень коротка. Назначение ее имеет утилитарный характер, связанный с обеспечением логистики и требуемой сохранности продукта. Тем не менее, упаковка через свою одноразовость оказывает на человека сильнейшее психологическое воздействие. Это связано с тем, что человек одноразовое отношение к вещи в дальнейшем переносит на «одноразовое» отношение к людям.

Что касается эстетических характеристик упаковки, то на них сильное влияние оказывает аспект комерцилизации. Упаковка должна быть дешевой. С этой точки зрения установка клиента на приоритетность низкой цены упаковки часто перевешивает установку, связанную с равновесием показателя «цена-качество». Поэтому возможности придания той или иной упаковке эстетических характеристик всегда будут ограничены.


Точнее, эти возможности будут сведены до минимума. Вольно или невольно разработчики упаковки становятся художниками минималистами. Эмоций, которые должен получить потребитель упаковки через ее эстетические характеристики, должны быть на уровне кода, т.е. сигнала, с помощью которого потребитель может определить какой и чей продукт находится в данной упаковке.

В этом случае констатируется тот факт, что в области эстетики упаковки все больше востребована «безъязыковость». С помощью различного рода информационных воздействий на потребителя (рекламная компания, медиа – проекты и т.п.) производитель добивается фиксированной установки у потребителя на свой продукт, а затем, в зависимости от обстановки на рынке, с помощью тех же информационных технологий - закрепления продукта на рынке. Таким образом, закрепляя рефлекс потребителя, добиваются того, что сбыт продукции осуществляется, а предприятие существует.

В то же время эстетические характеристики могут носить и эргономический характер. Эргономика в свою очередь оказывает сильное влияние на логистику клиента. В том случае, когда упаковка решает логистические задачи потребителя, потребитель готов в некоторой степени отступить от вопросов связанных с ценой.

Вышеперечисленные тенденции, безусловно, связаны со скрещиванием информационных технологий с технологиями «максимального облегчения исполнения желаний» и росте потребности бизнеса в них. Кроме того, эти же тенденции являются серьезным барьером на пути инноваций в области упаковки.

Однако, технологии, направленные на выработку покупательского рефлекса, ведут и к определенной реакции со стороны потребителя, у которого вырабатывается информационная аллергия, особенно в области визуального восприятия. Это связано с насыщаемостью рынка различного рода упаковками, которые производятся методом компиляции, в частности копированием эстетики упаковки друг у друга.

Поэтому производители упаковки в условиях рыночной среды, причем не без помощи потребителя, все больше ценят видимость инновации в области упаковки, нежели сами инновации. Одновременно из-за возникающей аллергической реакции со стороны потребителя приходится нести все большие затраты на поддержание фиксированной установки, связанной с продвижением упаковки на рынке с помощью рекламы. Но это уже вопросы этики.

В то же время для нас интереснее рассмотреть проблему возможностей минималистского искусства, что даже в условиях самых жестких ограничений, позволяет добиться такого уровня восприятия эстетических характеристик упаковки, что оно мало - чем уступало бы созданию эстетики с позиции художественного творчества.


Минимализм в эстетике упаковки и генетические алгоритмы.

Из всего вышесказанного следует, что определить какие – либо критерии, относительно которых можно было бы создать эстетические характеристики упаковки, которые в свою очередь оказывают влияние на человека, невозможно. Предпочтение тому или иному дизайну потребителем упаковки, формируется стахостически (случайным образом). Угадать предпочтения клиента в отношении того или иного дизайна чрезвычайно трудно, хотя иногда это и происходит. Ситуация усложняется тем, что возможности для формирования дизайна также ограничены исходя из коммерческих соображений, кроме того, следует учитывать то, что предпочтения клиента могут измениться самым непредсказуемым образом. Поэтому проблема «конструирования эстетики» остается по-прежнему актуальной.

В тоже время, данная задача имеет решение. Для этого необходимо несколько изменить ее постановку. До сих пор мы пытались решить проблему исходя из условия, что клиент имеет бесконечно большое количество потребностей (выраженных в виде слабых и неопределенных информационных сигналах) в отношении эстетических характеристик упаковки, а поставщику необходимо найти единственное, правильное решение. Практика показала, что решения, получаемые при такой постановке задачи малоэффективны. Слабая эффективность проявляется в непрозрачности коммуникаций между производителем и потребителем упаковки, в отсутствии прогнозов в области эстетики, в невозможности стандартизовать этот процесс с точки зрения качества.

В то же время задачу можно поставить иначе. Например, поставить клиента в условия сверхвыбора. Другими словами клиент на основании представленных ему данных сам выбирает то, что ему подходит больше всего, причем вариантов должно быть столько, чтобы они представляли собой своеобразную технологию «исполнения желаний». Данную технологию можно передать клиенту, чтобы он сам конструировал, те эстетические характеристики, в которых он нуждается.

В то же время, создание технологии разработки эстетических характеристик упаковки по принципу «исполнения желаний» ограничено с точки зрения начальных возможностей налагаемыми жесткими требованиями коммерческой среды, для которой эта упаковка производится.

Однако это поверхностный взгляд. Для создания информационной системы любой сложности необходимы как минимум два числа, далее развитие системы будет осуществляться на основе методов комбинаторики. А у создателей эстетических характеристик упаковки начальных условий значительно больше. Однако в данном случае мы можем столкнуться с проблемой «твердых» задач.

Математики называют «твердыми» задачи, которые связны с тем, что количество вариантов для их оптимального решения при росте переменных становится настолько огромным, что не хватает никакой вычислительной мощности. К простейшим задачам, таким, с которых обычно начинается и для сравнения объясняется суть применения генетических алгоритмов, относится так называемая проблема путешествующего коммивояжера, который должен поочередно посетить определенное количество городов, причем кратчайшим путем. При количестве 10 городов, компьютеру для решения задачи потребуется около пяти секунд, но для 20 городов потребуется около 100 тысяч лет, так как мы имеем дело с NP проблемой (неполиноминальной), и решение требует N! шагов.

Для решения таких задач используют генетические алгоритмы, поскольку они широко используются в природе. Суть их сводится к тому, что решение таких задач упрощается в сотни, а то и тысячи раз, если их решать относительно какого либо критерия. Например, в случае коммивояжера, задачу можно решить быстро, если в качестве критерия выбрать минимизацию затрат. Однако в этом случае абсолютно точно проблему мы не решим, но получим решение очень близкое к оптимальному, например, с точностью 95 %. Таким образом, мы получим результат тождественно оптимальный, который является хорошей аппроксимацией оптимальному, но требует значительно меньше времени и энергетических затрат. Что касается природы, то открыты (нох) гены, которые регулируют процессы построения других генных образований по такому же принципу, однако определенные отклонения от идеала в данном случае неизбежны. Эти ошибки в конечном итоге приводят к тому, что вновь созданный живой организм рано или поздно умирает, Но достижением является то, что он возникает. Если бы не было такого механизма, то живое никогда бы и не возникло, поскольку построение такой структуры живого потребовало бы время, превышающее жизнь вселенной.

В случае решения задачи по выбору лучших эстетических характеристик упаковки необходимо сделать примерно то же самое. При этом необходимо знать два условия: элементы, из которых дизайн строится, и правило, по которому это построение осуществляется. В результате различных комбинаций мы получаем набор данных, с помощью, которых можно как описать эстетику существующей упаковки, так и получить примеры из областей, расположенных рядом с областью существующей упаковки. Если в полученных «координатах» собрать предпочтения клиентов, то они, скорее всего, будут расположены вокруг какой-то центральной точки таким образом, что их можно описать с помощью кривой Стъюдента.

Из данной кривой можно получить информацию о предпочтениях сегодняшнего дня, а также определить вектор, показывающий в каком направлении события будут развиваться, а затем провести декомпозицию предпочтений. Это даст возможность, избегая принятых на рынке шаблонов проводить инновации. Однако, следует учитывать, что данные по предпочтениям всегда будут неполными, поскольку входные параметры в системе могут меняться. Поэтому задача всегда будет решаться тождественно - оптимально по отношению к клиенту. Цена приблизительного решения данной проблемы - непродолжительный срок жизни упаковки. Впрочем, она и так живет достаточно непродолжительное время.

Таким образом, решение проблемы конструирования эстетических характеристик упаковки сводится к тому, чтобы разработать определенный язык конструирования этих характеристик, который обеспечивал бы возможности сверхвыбора на основе предоставленной клиенту информации. Такой подход позволил бы решать проблему без определенного насилия над клиентом с помощью различного рода рекламных технологий, направленных на создание у клиента определенной установки в отношении упаковки.


Искусственный неинтеллект

С учетом предложенной идеи «конструирования» эстетических характеристик все-таки возникают сомнения, связанные с тем, может ли конструктор – дизайнер, т.е. человек, не обладающий высоким уровнем навыков и способностей к изобразительному искусству, создать продукт, обладающий определенными эстетическими ценностями, которые были бы востребованы потребителем упаковки. Или же для этого необходимо использовать знания, способности и навыки профессионала.

Для того, что ответить на этот вопрос, проведем мысленный эксперимент. Возьмем так называемые «puzzle» , которые при составлении представляют, какой – либо из выдающихся орнаментов и предоставим их собирать совершенно не смыслящему в искусстве человеку. Для этого человека вообще совершенно не важно, что там изображено, лишь бы была дана натуралистическая реальность. Теперь, мы разрезаем это изображение орнамента на маленькие кусочки, обращая внимание исключительно на то, чтобы каждый кусочек отличался от другого формой настолько, чтобы их невозможно было сложить в единое целое, если ошибочно поменять элементы местами. Таким образом, тот, кто потом складывает «puzzle» не имеет ни малейшего понятия, что он складывает, но в результате получается определенный, выразительный образ.

В результате данного эксперимента можно сделать вывод о том, что необходимого результата можно достичь двумя способами, причем не имеющими друг с другом, ничего общего. Но подход, связанный с созданием орнамента по методу «puzzle», существенно упрощает дело, поскольку в данном случае орнамент собирается не по смыслу, а по форме. Другими словами данная работа в приведенных условиях выполняется формально. В то же время, как ни странно, но именно формализм в орнаментальном рисунке коррекса больше всего удовлетворяет клиента. Это можно объяснить влиянием среды, стремящейся решить, прежде всего, экономические проблемы, т.е. достигнуть требуемого результата с наименьшими затратами.

Эти обстоятельства приводят к тому, что с точки зрения создания орнамента с высокими эстетическими характеристиками используется минимальное количество возможностей. С другой стороны, это позволяет считать приемлемым формальный подход к созданию эстетических характеристик. Но именно формальный подход и позволяет «конструировать» эстетику.

К решению проблемы эстетики коррексов можно идти различными путями, даже в условиях минимальных возможностей для конструирования.

Собственно говоря, те разработчики коррексов, кто действительно хочет добиться того, чтобы коррексы хоть короткое время, но служили бы человеческой культуре, вынуждены будут в какой то степени противостоять среде, отстаивая свои убеждения исходя из того принципа, чтобы эстетика коррексов позволяла человеку жить в истине жизни. Другие же разработчики коррексов вынуждены будут осуществлять принцип, при котором они будут заставлять человека жить в истине вещей. В этих принципах и отражается самый важный смысл эстетики коррексов и всей упаковки в целом.

С.М.Томасов, директор ООО "Основание-2"

2006-02-14


5 последних отзывов (Всего: 3)

  • 2012-08-05 Carolina
    HHIS I should have tohhugt of that!
  • 2012-05-16 Евгения
    Великолепная статья! А можно я использую некоторые выдержки для своего диплома (естественно ссылаясь на автора)?
  • 2012-05-16 Евгения
    Потрясная статья! А модно я использую некоторые выдержки для своего диплома (естественно ссылаясь на автора)?


  • показать все отзывы


    Ваш отзыв:

    Ваше имя:

    Ваш e-mail:

    Ваш отзыв:

    Наверх | Карта сайта

    Copyright © ООО "Основание-2" 2003
    614113, Пермь, ул. Ласьвинская 98, тел. (342) 250-20-25